Итоговое сочинение (изложение), порядок проведения и критерии его оценивания для обучающихся и родителей

Итоговое сочинение (изложение)

Итоговое сочинение (изложение) проводят в первую среду декабря, а именно 4 декабря 2019 года. Испытание начинается в 10:00 по местному времени.

Итоговое сочинение (изложение) проходит в школах, где обучаются ученики, или в других местах, которые определит региональный орган власти.

Как подать заявление

Для участия в итоговом сочинении (изложении) ученики 11-х (12-х) классов подают в свою школу заявление и согласие на обработку персональных данных. Срок – не позднее чем за две недели до начала испытания, то есть, не позднее 19 ноября.

Как проходит

Вход в школу для написания итогового сочинения начинается с 09:00. 4 декабря 2019 года, при себе необходимо иметь паспорт.

Рекомендуем не опаздывать: если участник (ученик) опоздал, его допускают к итоговому сочинению (изложению), но время написания не продлевают. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводят, члены комиссии по проведению сочинения объясняют только, как заполнить регистрационные поля бланков сочинения (изложения).

Рекомендуем взять с собой:

  • паспорт;
  • ручку (гелевую или капиллярную с чернилами черного цвета);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (при необходимости).

Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном для хранения месте в учебном кабинете.

Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам выдадут листы бумаги для черновиков, орфографический словарь для участников итогового сочинения, орфографический и толковый словари для участников итогового изложения.

Листы бумаги для черновиков не проверяются и записи в них не учитываются.

Темы итогового сочинения станут общедоступными за 15 минут до начала сочинения. Тексты для изложения доставят в школы и станут общедоступными после 10:00 по местному времени.

Продолжительность итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Уже объявлены направления тем итогового сочинения в 2019-2020 учебном году для выпускников 11 классов:

  1. Война и мир;
  2. Надежда и отчаяние;
  3. Добро и зло;
  4. Гордость и смирение;
  5. Он и она.

Что нельзя приносить

Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе:

  • средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;
  • справочные материалы;
  • письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • собственные орфографические и (или) толковые словари.

Запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Члены комиссии удаляют с итогового сочинения (изложения) участников, нарушивших установленные требования.

Когда можно уйти раньше

Участники, досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи (в том числе дополнительные), листы бумаги для черновиков и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь установленного времени.

В случае если участник не может завершить написание итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам, он вправе покинуть учебный кабинет. Такие участники допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

Когда можно сдать повторно

Итоговое сочинение (изложение) можно написать повторно 5 февраля и 6 мая 2020 года.

Повторно в дополнительные сроки допускаются ученики 11-х (12-х) классов:

  1. получившие «незачет» по итоговому сочинению (изложению);
  2. удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, которые установлены пунктом 27 Порядка ГИА-11 (приказ Минпросвещения и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512);
  3. не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
  4. не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Когда можно попросить перепроверить работу

Если ученик повторно получил «незачет», то имеет право подать заявление на проверку написанного им итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, которые определил региональный орган власти.

Порядок подачи заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) определяет региональный орган власти.

Сколько действуют результаты

Итоговое сочинение для приема на обучение по программам бакалавриата и специалитета действительно в течение четырех лет , следующих за годом написания.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно .

Для участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивают на 1,5 часа.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) 4 часа и более организуют питание участников и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Порядок организации питания и перерывов определяет региональный орган власти.

Для участников с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

Изложение вправе писать:

  • ученики с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводят необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Дополнительные региональные меры

Региональный орган власти определяет порядок проведения итогового сочинения (изложения) на территории субъекта РФ, в том числе принимает решение о процедуре перепроверки отдельных сочинений (изложений).

По решению регионального органа власти места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуют стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

Критерии оценивания итогового сочинения в 2019/2020 учебном году

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1: Объем итогового сочинения

Рекомендуемое количество слов – от 350 , максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию.

Требование № 2: Самостоятельность написания итогового сочинения

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  • Соответствие теме;
  • Аргументация, привлечение литературного материала;
  • Композиция и логика рассуждения;
  • Качество письменной речи;
  • Грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме», данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения

При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «А.С. Пушкин» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Участник итогового сочинения должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме , в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация, привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации , написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть . Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения».

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачет» по одному из критериев № 3 или № 4.

Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования

Итоговое изложение пишется подробно, к проверке по критериям оценивания допускаются итоговые изложения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1: «Объем итогового изложения»

Рекомендуемое количество слов – 200. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.

Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию.

Требование № 2: «Самостоятельность написания итогового изложения»

Итоговое изложение выполняется самостоятельно, не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое изложение (подробное), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. Содержание изложения;
  2. Логичность изложения;
  3. Использование элементов стиля исходного текста;
  4. Качество письменной речи»;
  5. Грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными

Для получения «зачета» за итоговое изложение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев. На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

При подсчёте слов в изложении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «А.С. Пушкин» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Критерий № 1 «Содержание изложения»

Проверяется умение участника передать содержание исходного текста. «Незачет» ставится при условии, если участник существенно исказил содержание исходного текста или не передал его содержания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Логичность изложения»

Проверяется умение участника логично, последовательно излагать содержание исходного текста, избегать неоправданных повторов и нарушений последовательности внутри смысловых частей изложения.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла изложенного. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Использование элементов стиля исходного текста»

Проверяется умение участника сохранить в изложении отдельные элементы стиля исходного текста. «Незачет» ставится при условии, если в изложении полностью отсутствуют элементы стиля исходного текста. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Проверяется умение участника выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные речевые конструкции. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе грубые речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла изложения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Проверяется грамотность участника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более десяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Заключение

Каков бы ни был ваш уровень и багаж знаний, но к написанию итогового сочинения придется подойти серьезно, и хотя впереди у Вас много тревожных испытаний, облегчить этот период возможно.

Главное – вовремя начать подготовку, а именно, подготовка к итоговому сочинению заключается в чтении и анализе литературы, которую можно привести в качестве аргументов.

Изучая русскую и зарубежную литературу, Вы накапливает богатый читательский опыт и затем можете без труда вспомнить два произведения, подходящих к его теме.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение