Как развить мелкую моторику ребенка, подготавливая его к школе. Тестовые задания, игры и рекомендации для детей и родителей

Занятие мелкой моторикой

Родителей волнует вопрос готовности ребенка к школе, особенно если у ребенка есть определенные особенности в поведении, в обучении, и в общении.

Ведь многие родители замечают, что современный ребенок порой с трудом придерживается правил в общении, ведет себя импульсивно, порой не знает дистанции в общении со взрослыми. Часто бывает капризен и ярко проявляет свои эмоции, не может усидеть на месте, бывает агрессивен, иногда крайне тревожен и плаксив, не уверен, утомляем. Четкий портрет современного ребенка.

Проблема обучения в школе и общение детей во многом связана с развитием головного мозга, особенностью формирования и созревания различных зон и структур мозга.

Больше всего мешают ребенку не сформированность отделов мозга, отвечающих за энергоснабжение психологической деятельности и зон, которые отвечают за саморегуляцию и программирование своей деятельности.

Как подойти к вопросу подготовки ребенка к школе?

наглядные пособия

В первую очередь не надо детей сажать сразу за парты, водить к репетиторам и увлекаться модными направлениями развития ребенка в «школах раннего развития». Для детей очень важно начать обучение в свое «золотое» время (не раньше и уж точно не с пеленок), четко понимая и осознавая, чему и как учить. Читать, писать, осваивать 100-счет можно и в 2-3 года, но для многих детей этого делать не нужно, мозг ребенка к этому времени совершенно не готов к этому.

Все дети разные и скорость развития каждого ребенка тоже различна, поэтому готов ли ребенок к школьному обучению в 6 или в 7 лет весьма условно, так как «возраст школьной зрелости» у всех свой. Не забывайте об этом.

Более 40% детей имеют трудности с чтением, особенно с понимание прочитанного, осознанным пересказываем, грамотным письмом по окончанию начальной школы.

Важно понимать, что развитая мелкая моторика, любознательность, развитие внимания, памяти, мышления и речи – все эти качества важнее для ребенка, нежели просто читать и писать. Вот их то и надо развивать.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой:
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития оказались тесно связанными с речевой функцией.

Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат и с этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга.

Все мыслительные процессы сознания, как осознанные так и неосознанные, отражаются на мелких движений пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук.

Развиваем мелкую моторику и готовимся к школе

мелкая моторика

Если активно не развивать мелкую моторику у детей, то он вряд ли научится писать, читать и станет успешным в школьном обучении, поэтому, уважаемые родители, с удовольствием лепите, рисуйте, перебирайте камушки, бисер, складывайте мозаику, вырезайте, клейте и даже рвите бумагу на мелкие кусочки – все это будет гораздо эффективнее, чем каждый день механически учить детей читать и писать, когда мозг ребенка еще для этого не созрел.

Играйте в мяч, прыгайте на скакалке, рисуйте мелом на асфальте и палочкой на песке или земле.

Стройте из кубиков дома, машины, заборы, все, что нравится вашему малышу.

Забытая пуговица – большая и маленькая, круглая и овальная, с двумя и четырьмя отверстиями – отличная развивающая игрушка для развития мелкой моторики вашего ребенка, которая не требует финансовых затрат. Понадобиться только ваша фантазия и желание играть с малышом. Эта игрушка поможет увлечь вас и вашего ребенка на долго. Из пуговиц можно сделать бусы, подбирая по форме, цвету и величине, и количеству отверстий – посмотрите сколько развивающих задач одна игра в себе несет.

Это и умение комбинировать, это и закрепление цвета, оттенков, формы, величины, количества и математических представлений и конечно же развитие мелкой моторики, ведь ребенку необходимо не просто сгруппировать пуговицы по определенным параметрам, но и еще и он должен попасть шнурком в отверстие пуговицы, сделать узелок и продолжать нанизывать, а это в свою очередь развивает скоординированность движения пальцев рук и глаза (которое, так необходимо при письме, в дальнейшем), развивает пространственную ориентировку. Имея фантазию и пуговицы можно сделать оригинальную аппликацию или рисунок - поделку.

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков, графические задания - все это непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, и на его готовность к школьному обучению.

Идея использования пуговиц понятна, а можно и нужно использовать пуговицы по прямому назначению: расстегнуть, застегнуть и пришить. Как часто в своей практике можно увидеть такую картину, как мамы и папы стараясь облегчить жизнь своему ребенку, делают эти важные манипуляции сами, за детей, застегивают, растягивают, завязываю и развязывают, а еще лучше покупают обувь и одежду на липучках – быстро и без проблем.

Без проблем для себя, это точно, но на очень короткий период времени, забывая о том, какую значительную пользу привносят эти пальчиковые движения – они не только развивают мелкую моторику, но и развивают речь и способствуют развитию мозговых функций.

Тестовые задания по подготовке детей к письму

Данные тестовые игры и упражнения позволят родителям увидеть уровень развития мелкой моторики, детям потренироваться и поиграть.

  1. Поиграйте и нарисуйте с ребенком волшебные линии
  2. Тестовые задания по подготовке детей к письму

    Это позволит Вам взрослым увидеть сформированность графических навыков. Игра «дорожки». Ширина дорожек может быть различна, так же, как и их конфигурация.

    Важное правило: не выходить за границу дорожек.

    Тестовые задания по подготовке детей к письму

  3. Выполнение штриховки
  4. Штриховать ребенок должен уметь уже в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет). Штриховка может выполняться в разных направлениях – слева на право, и наоборот; сверху – вниз и обратном направлении, по диагонали, горизонтали и вертикали.

    Правило: не выходить за контур штрихованной фигуры.

    Название данных направлений, еще один веский повод для развитие вашего ребенка (учитель в школе будет произносить, как заклинание, что писать в строчке необходимо слева на право, не заходя за контур строк).

    Штриховать и заполнять контур можно разных геометрических фигур (параллельно, ребенок закрепит названия геометрических фигур и тел и их информативных признаков). Например, четырехугольник — у него есть стороны, углы и вершины.

  5. Начнете рисовать геометрические фигуры, тем самым развивая мелкую моторику и геометрическое мышление
  6. И даже не просто копировать и рисовать геометрические фигуры, а еще и усложняя задачу определив характер взаимного расположения геометрических фигур на плоскости.Например, какие фигуры находятся вне круга, внутри квадрата, - за границей фигуры, справа, слева и т.п.

    Или начерти фигуры так ¬чтобы областью пересечения был треугольник или чтобы круг был частью квадрата, а также чтобы фигуры не имели общих точек.

    Можно поделить геометрические фигуры на части указанной формы¬, при помощи рисования линий или перегибания, разрезание фигур.

    Для развития мелкой моторики, геометрического и пространственного мышления можно лепить геометрические фигуры, выкладывать их из палочек, конструировать из проволоки и вырезать из бумаги.

    Штриховать можно и контуры животных, птиц, насекомых, растений, предметы быта, закрепляя при этом знания о животном, растительном мире и предметном представлении.

  7. Дорисовка и копирование
  8. Копирование и дорисовка развивает не только мелкую моторику, но и зрительное восприятие, а также произвольное внимание ребенка: все прописи в 1 классе начинаются с копированием, дорисовкой и штриховкой.

    дорисовка и копирование

    Тест «Домик» (поможет выявить способность ориентироваться на образец, умение ребенка точно его копировать, а также степень развития произвольного внимания и сформированность пространственного восприятия).

    Ребенку предъявляется образец.

    Дается инструкция: «Как можно точнее срисуй изображение домика… Проверь. Можешь исправить, если заметишь неточности». Обработка: за каждое невыполненное задание начисляется 1 балл.

    Ошибками считаются:

    • Отсутствие какой-либо детали рисунка или замена одного элемента другим;
    • Искажение пропорций рисунка: изменение относительных размеров деталей рисунка;
    • Увеличение всего рисунка более чем в два раза;
    • Неправильно изображенный элемент рисунка;
    • Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
    • Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
    • Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
    • "Залезание" линий одна за другую.

    Можно выделить следующие уровни:

    - Высокий – точное воспроизведение (0 баллов);

    - Средний – 1 –2 ошибки;

    - Низкий – 3 –5 ошибок;

    - Очень низкий – более 5 ошибок.

    Вы узнали уровень своего ребенка и теперь можете этот уровень повысить.

    Копируйте и дорисовывайте простые элементы и рисунки, постепенно переходя на более сложные и опять не забывайте, родители, все можно делать на улице, на асфальте, земле и песке.

    Малышу еще надоест писать в прописях и тетрадях, а вот не навязчиво во время прогулки Вы поможете своему ребенку подготовить руку к письму.

  9. Важный момент- научить ребенка ориентироваться в клетке, и не только на листе, это может быть и планшет клетчатый и для это тоже существуют разные игровые упражнения.
  10. Что бы узнать, как ребенок ориентируется в клетке, вы можете провести простой тренировочный тест «Графический диктант» - этот тест поможет Вам так же увидеть, как вашего ребенка развита произвольная сферы ребенка.

    И так, дается следующая инструкция: «Мы будем рисовать с тобой узоры под диктовку, слушай внимательно, Узор рисуй, не отрывая карандаш от бумаги."

    • Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать тот же узор до конца строки.
    • Поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо. Продолжайте сами рисовать тот же узор.
    • Поставьте карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Продолжайте сами рисовать тот же узор.
    • Поставьте карандаш на самую нижнюю точку Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх. Продолжайте сами рисовать тот же узор.
    Обработка:

    4 балла – безошибочное воспроизведение;

    3 балла – 1-2 ошибки,

    2 балла – большее количество ошибок;

    1 балл – ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков;

    0 баллов – правильно воспроизведенных участков нет.

    Баллы суммируются.

    Выделяются следующие уровни:

    10 –12 баллов – высокий;

    6 – 9 баллов – средний;

    3 – 5 баллов – низкий;

    0 – 2 баллов – очень низкий.

    Вы определили уровень своего малыша, а теперь вперед играть и развивать: графические диктанты можно найти на просторах интернета, а можно придумать и вместе с ребенком.

    Например, можно нарисовать рисунок на листе в клетке, а затем вместе с ребенком определите направления и количество клеток.

    Варианты графических диктантов по клеточкам

    графический диктант

    Диктант «Слон»

    Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам: 4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

    Диктант «Золотой ключик»

    Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

    Диктант «Зайчик»

    Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

  11. Кроме перечисленных игр можно с ребенком поиграть в:
    • Театр теней с показом фигурок героев руками;
    • Пальчиковый театр;
    • Игры с мелким конструктором;
    • Собирать паззлы;
    • Закручивать и раскручивать крышечки;
    • Игры со скрепками;

    Все игры и игровые упражнения будут развивать не только мелкую моторику, но и мышление, речь, глазомер, усидчивость и многое другое.

Заключение

Существует известное педагогическое правило: "Если хочешь, чтобы ребенок чему-нибудь научился - обеспечь ему первый успех." А если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще сильнее.

Играйте, общайтесь с ребенком каждый день и скоро тот важный вопрос, как подготовить ребенка к школе, отпадет как осенний листок, сам по себе.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro розыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, GeForce, Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение