Все про развитие внимания в дошкольном возрасте: как развить усидчивость у ребенка

Обучение ребенка в игровой форме

“Развивать, развивать и еще раз развивать, особенно внимание,” – проносятся в голове у каждой современной мамы. И я как педагог с 25 летним стажем с ними вполне согласна, развитие внимания в дошкольном возрасте очень важно и необходимо.

Однако, выбирая детские клубы и школы раннего развития, родители зачастую лишают своего ребенка самого главного, живого общения с мамой и папой.Веселый детский гомон и смех, игры, чтение сказок, улыбающееся лицо мамы, как это важно для развития малышей!

Каждые родители замечательные педагоги для своих детей. Необходимо только знать, когда и каким образом самим развивать внимание детей. И я постараюсь вам в этом помочь.

Все родители давно уже понимают, что с раннего ребенка необходимо обращать внимание на формирование высших психических процессов. Один из основных — внимание.

Все родители давно уже понимают, что с раннего возраста необходимо обращать внимание на формирование высших психических процессов. Один из основных – развитие внимания.

Развитие внимания у дошкольников. Что такое внимание и его основные свойства

Внимание – это избирательная, осознанная направленность восприятия на определенный объект в течение какого-то времени, и если у малышей самого раннего возраста, его как такового ещё нет, то развитие внимания у детей 3-4 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту развития ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

Чтобы развитие внимания у детей соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Ребёнка нужно научить отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю.

В маленький мозг поступает огромное количество сигналов. Если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, то его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении, приведет к отклонениям в деятельности ребёнка. Так как же внимание влияет на развитие ребенка?

  1. Объем внимания: если он маленький, то невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах и тем более удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость: если они недостаточны, то долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, просто невозможно.
  3. Избирательность внимания: без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость: если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение: без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность: без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми вышеперечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения на развитие внимания.

Если у ребенка что-то не сформировалось в соответствии с нормами, то придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы до этого не доводить, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4 лет.

Особенности развития внимания у дошкольников

Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.Непроизвольное внимание возникает само собой, без усилий ребенка. Яркое, шумное вызывает интерес, но он кратковременный и как только объект перестает быть интересным, данный вид внимания прекращается.

Непроизвольное внимание необходимо для того, чтобы ребенок делал не то, что ему хочется, а то, что нужно, возможно, жертвуя другим более интересным для него занятием. Психологи считают, что чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем раньше формируется произвольное внимание.

Если ребенок увлекается игрой или выполнением задания, то ему уже не требуется прилагать усилия для концентрации внимания, и произвольное внимание переходит в послепроизвольное. Здесь сочетаются признаки непроизвольного и произвольного видов внимания.

До поступления в школу ребенку, кажется нам, взрослым, еще далеко, но развитие внимания у ребенка 4 лет должно соответствовать возрастным характеристикам.

  1. Способность управлять вниманием крайне невелика; сложно направить его на предмет посредством словесных указаний.
  2. Для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию.
  3. Объём включает в себя не более 5 объектов.
  4. Удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут.
  5. Носит непроизвольный характер.
  6. Устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности, на неё негативно влияют импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.

В три года у ребенка идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания, распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно. Малыш ещё не может быть внимательным как таковым,внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребенок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку и т.д.

В 4 года уже появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции. Соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.

Вот так происходит развитие внимания детей 3-4 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить еще сложно, а к 4 годам она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того, чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика развития внимания у дошкольников

Несмотря на то, что диагностика развития внимания проводится специалистами, дома родители могут самостоятельно дать ему несколько игр на развитие и концентрации внимания и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится:

  • Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет;
  • Нарисовать 2 домика, 2 зайчика, прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались, проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику, показать, где кто живёт, если ребенку трудно сделать это зрительно, разрешите ему провести по дорожке пальчиком;
  • Раскрасить геометрические фигурки по образцу;
  • Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга, найти, какие предметы изображены, найти отличия на картинке, при затруднении разрешаются наводящие вопросы.
  • Если ребенку трудно выполнить какое-либо задание, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 3-4 лет, которые будут ему полезны и интересны одновременно.

    Игры на развитие внимания

    Главное условие – это игра, направленная на развитие внимания у дошкольника. Игры можно купить или сделать самим, они красочные, яркие, активно привлекают внимание детей. В готовых играх уже прописаны все инструкции и шаги для родителей. На мой взгляд, самые удачные это:

    • Обучающая игра "Найди пару" – эта игра предназначена для тренировки визуальной памяти и внимания. В наборе есть множество карточек (по две штуки с одним и тем же рисунком);
    • Настольная игра "Великий мышонок" – это небольшая, но увлекательная игра на внимание для детей от 3х лет. Играют в игру от 1го до 4х игроков. Красочные картинки с симпатичным мышонком помогут в развитии внимания и логики ребенка, расскажут об окружающем мире и научат находить в нем сходства и противоположности;
    • Лото Stellar "Развивающее". В процессе игры дети знакомятся с понятиями "форма" и "цвет". Игра развивает внимание, координацию движений рук, умение сравнивать, точно определять и подбирать форму и цвет;
    • Обучающие карточки. Развиваем внимание и память. Научит ваших детей концентрировать внимание на определенном задании.

    Игры для развития внимания можно проводить и самостоятельно, не покупая готовые наборы. Можно использовать домашнюю утварь, вещи, игрушки и все, что под руку попадётся. Например:

    • Найди такую же вилку, ложку, тарелку, карандаш, игрушку и т.д.;
    • Найди игрушку в комнате. Попросите ребенка найти игрушку, находящуюся в комнате, но не называйте ее, а опишите;
    • Что я спрятала? Возьмите несколько предметов, оказавшихся у вас под рукой. Положите их на стол попросите малыша посмотреть на них какое-то а затем уберите один из предметов. Предложите указать, чего не хватает.

    Вывод

    Период от рождения до школы является самым благоприятным временем для развития способностей ребенка, в том числе и для развития внимания. Поэтому многие педагоги рекомендуют уделять большее время на развитие малыша именно в дошкольном возрасте.

    Развивать внимание, играя, всегда интересней! Играя со своим ребенком, вы даете ему возможность раскрыться, проявить инициативу, свои творческие способности. Во время игры малыш раскрепощается, становится более контактным, у него поднимается настроение, ребёнок будет очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре.

    Общение в игре не бывает бесплодно для малыша и чем больше вы играете, тем быстрее ваш ребенок развивается. Играйте и развивайтесь с удовольствием!

    А как вы развиваете внимание своего ребенка? Обращаетесь к специалистам или работаете над концентрацией самостоятельно? Расскажите в комментариях о ваших любимых играх на развитие внимания.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение