Развитие внимания у детей 3 - 4 лет с использованием игр

Обучение ребенка в игровой форме

Развивать, развивать и еще раз развивать проносятся в голове у каждой современной мамы. И я, как педагог с 25 летним стажем, с вами вполне согласна. Однако выбирая детские клубы, школы раннего развития, родители зачастую не зная того сами, лишают своего ребенка самого главного, живого общения с мамой и папой.

Веселый детский гомон и смех, игры, чтение сказок, улыбающееся лицо мамы, как это важно для развития малышей. Каждые родители замечательные педагоги для своих детей. Необходимо только знать что, когда и каким образом самим развивать внимание детей.

И я постараюсь вам в этом помочь.

Все родители давно уже понимают, что с раннего ребенка необходимо обращать внимание на формирование высших психических процессов. Один из основных — внимание.

Это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени, и если у малышей самого раннего возраста, его как такового ещё нет, то развитие внимания у детей 3-4 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания и развития ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

Основные свойства

Чтобы развитие внимания у детей соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Ребёнка нужно научить отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В маленький мозг поступает огромное количество сигналов.

Если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, то его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это может привести к отклонениям в деятельности ребёнка.

  • Объём внимания: если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более — удержать их в уме;
  • Концентрация и устойчивость: если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, просто невозможно;
  • Избирательность внимания: без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними;
  • Переключаемость: если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой;
  • Распределение: без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами;
  • Произвольность: без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения.

Если у ребенка что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы до этого не доводить родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4 лет.

Особенности развития внимания

Общие

До поступления в школу ребенку кажется нам взрослым еще далеко, но развитие внимания у ребёнка 4 лет должно соответствовать возрастным характеристикам, а именно:

  1. Способность управлять вниманием крайне невелика; сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  2. Для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  3. Объём включает в себя не более 5 объектов;
  4. Удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  5. Носит непроизвольный характер;
  6. Устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности, на неё негативно влияют импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.

3 года

  1. Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания; распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  2. Малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  3. Внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.

4 года

  1. Появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  2. Соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.

Вот так происходит развитие внимания детей 3-4 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а к 4 годам она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика развития внимания

Несмотря на то, что диагностика развития внимания проводится специалистами, дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится:

  • Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет;
  • Нарисовать 2 домика, 2 зайчика, прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались, проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику, показать, где кто живёт, если ребенка трудно сделать это зрительно, разрешите ему провести по дорожке пальчиком;
  • Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу;
  • Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга, найти, какие предметы изображены, найти отличия на картинке, при затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если ребенку трудно выполнить какое-либо задание, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 3-4 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Игры на развитие внимания

Главное условие – это игра, направленая на развитие внимания. Игры можно купить или сделать самим, они красочные, ярки, активно привлекают внимание детей. В готовых играх уже прописаны все инструкции и шаги для родителей.

На мой взгляд, самые удачные это:

  • Обучающая игра "Найди пару" - эта игра предназначена для тренировки визуальной памяти. В наборе есть множество карточек - по две штуки с одним и тем же рисунком.
  • Настольная игра "Великий мышонок" - это небольшая, но увлекательная игра на внимание для детей от 3х лет от 1го до 4х игроков. Красочные картинки с симпатичным мышонком помогут в развитии логики и внимания ребенка, расскажут об окружающем мире и научат находить в нем сходства и противоположности.
  • Лото Stellar "Развивающее". В процессе игры дети знакомятся с понятиями "форма" и "цвет". Игра развивает внимание, умение сравнивать, точно определять и подбирать, а также координацию движений рук.
  • Обучающие карточки. Развиваем внимание и память. Научит ваших детей концентрировать внимание на определенном задании.

Можно использовать домашнюю утварь, вещи, игрушки и все, что под руку попадётся.

Например:

  • найди такую же вилочку, ложку, тарелку, карандаш, игрушку и т.д.
  • найди игрушку в комнате. Попросите ребенка найти игрушку, находящуюся в комнате, но не называйте ее, а опишите.
  • что я спрятала? Возьми те несколько предметов, оказавшихся у вас под рукой. Положите их на стол попросите малыша посмотреть на них какое-то а затем уберите один из предметов. Предложите указать, чего не хватает.

Вывод

Ребёнок очень рад тем минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше вы играете, тем быстрее Ваш ребенок развивается.Играйте и развивайтесь с удовольствием!

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение